Классный час для учащихся 7-9 класса.
Цель: углубить знания учащихся о вредных привычках (курение, употребление
алкоголя и наркотиков); формировать представление о пагубном влиянии курения,
алкоголя и наркотиков на организм человека; развивать умение отстаивать собственные
убеждения, оценивать свои поступки; воспитывать желание вести здоровый образ жизни.
Ход классного часа
Вступительное слово
Юность – это такой период в жизни, когда мы решаем самые важные задачи,
стоящие перед личностью. Я и мир, Я и моя жизнь, Я и окружающие меня люди. Хочется
познать мир. Хочется узнать всё любой ценой и прямо сейчас. Всё – потому что не
хочется ничего упустить. И кажется, что самая главная ценность – свобода. Как
возможность делать то, что хочется.
И часто первыми атрибутами свободной, самостоятельной жизни становятся
сигарета, алкоголь и наркотики.
Информация о курении
Курение табака возникло в глубокой древности. При раскопках могил фараонов в
Египте были найдены глиняные курительные трубки. Изображения трубок сохранились и
на древних индийских картинах. Но широкое распространение курения началось после
открытия Колумбом Америки (1492 год). Матросы увидели, что индейцы сворачивают в
трубочку листья какого-то высушенного растения, поджигают один конец, а дым
вдыхают. Эти трубочки индейцы называли «сигаро». Для курения они также использовали
трубки.
Табак быстро распространился по Европе. В России широкое распространение
табак получил в 17 веке. Произошло это благодаря Петру Первому, который, бывая в
Европе, сам стал заядлым курильщиком, а затем в 1697 году снял все запреты на табак.
Вначале табаку приписывались целебные свойства. Но уже в 18 веке стали
появляться сведения о вреде табака. И все иллюзии относительно его лекарственных
свойств рассеялись. В организме нет ни одного органа, который не был бы подвержен
отрицательному действию никотина. Увеличивается риск сердечно-сосудистых
заболеваний, заболеваний лёгких, раковой болезни. 90% случаев рака лёгких наблюдается
у людей, которые курят.
Сигареты опасны, потому что содержат или выделяют при горении ядовитые
вещества – смолы, никотин, угарный газ. Наиболее ядовит никотин. Это один из самых
опасных ядов растительного происхождения. Птицы погибают, если к их клюву поднести
палочку, смоченную никотином. Собака погибает от 0, 5 капли никотина. Человеку нужно
2-3 капли.
Некоторые курильщики полагают, что сигаретные фильтры, освобождая дым от
содержащихся в нем частиц, делают его безвредным. К сожалению, это не так.
Выкурив 20-25 сигарет, человек получает смертельную дозу. Не погибает потому,
что эту дозу получает не сразу. Известны примеры, когда люди погибали, выкурив сразу
большое количество сигарет.
Приобщение к курению происходит в 14-19 лет. После 25 лет происходит
постепенное уменьшение числа курящих, особенно этот процесс заметен после 40-45 лет.
.. На головную боль, головокружение, сердцебиение, разбитость - жалуются некурящие
люди, которые подолгу находятся в прокуренных помещениях, фактически подвергаясь
тем опасностям, что и курящие. Дети курящих родителей в большей степени подвержены
заболеваниям органов дыхания, чем дети некурящих. В частности, у таких детей
удваивается частота бронхитов и воспаления легких. Наличие полония, радиоактивного
свинца и висмута в табачном дыме дает право считать, что табачный дым опасен не
только тем, кто курит, но и всем, кто дышит этим дымом, прежде всего детям.
Расстройства сна и аппетита, нарушения деятельности желудка и кишечника, повышенная
раздражительность, плохая успеваемость и даже отставание в физическом развитии - вот
перечень явлений, причина которых в пачке сигарет.
По данным ВОЗ, в мире ежегодно умирает около 5 миллионов человек от причин,
непосредственно связанных с табакокурением. Табачный дым является одним из главных
канцерогенов человека, одна треть всех случаев смерти от раковых заболеваний связана с
курением.
Курение табака может вызвать злокачественные опухоли полости рта, гортани, бронхов
легких. Постоянное и длительное курение табака приводит к преждевременному
старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазм мелких сосудов делают
внешность курильщика характерной (желтоватый оттенок белков глаз, кожи,
преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет
на голос (утрата звонкости, сниженный тембр, хриплость).
Действие никотина утяжеляет течение ряда болезней: атеросклероз, гипертонической
болезни, гастрита, гастроэнтероколита, миокардодистрофии, некоторых эндокринных
заболеваний. При таких заболеваниях, как язвенная болезнь, стенокардия, инфаркт
миокарда, выздоровление без отказа от курения невозможно.
Прекращение курения даже в среднем и пожилом возрасте приводит к замедлению темпов
снижения функции легких и останавливает развитие хронической болезни легких.
И если для человечества верно то, что курение сокращает
продолжительность нашей жизни, то для нас это означает, что если ты
куришь, то обязательно умрешь преждевременно! А потому – бросай
курить! Не превращай в сигаретный пепел отпущенную тебе жизнь!
Информация об алкоголе
Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках. Название
«алкоголь» происходит от арабского «аль-коголь», что означает «одурманивающий».
В VI–VII веках арабы научились получать спирт, с помощью которого впоследствии
изготавливали различные алкогольные напитки.
Люди практически сразу обратили внимание на отрицательное воздействие алкоголя
на организм человека. Алкоголь влияет на все органы человека. Особенно на головной
мозг. Алкоголь всасывается через стенки желудка и кишечника и попадает
непосредственно в кровяное русло. Затем с кровью он попадает в мозг, оказывая
подавляющее действие на активность коры головного мозга.. У человека, длительное
время употребляющего алкоголь, появляются такие заболевания, как цирроз печени и
гастрит. Алкоголь тормозит рост и развитие детей, ухудшает память. Очень быстро люди,
а особенно подростки, становятся зависимыми от спиртного.
Небольшие дозы алкоголя:
Снижают способность ясно мыслить и принимать решение
Заставляют почувствовать небольшое расслабление
Заставляют почувствовать себя более свободным и смелым, чем
обычно
Большие дозы алкоголя:
Замедляют деятельность отдельных областей мозга
Вызывают головокружение
Снижают координацию
Приводят к затруднениям речи, ходьбы, стояния
Приводят к эмоциональной взрывчатости или подавленному
настроению
Некоторые люди могут временно отключиться или потерять память
Поведенческие проявления воздействия алкоголя:
Драки, ссоры, насилие
Громкие разговоры, крик
Неприятное поведение
Глупость, дурашливость
Легкомыслие
Банка пива или бокал вина содержат столько же алкоголя, сколько стопка водки,
виски, джина или рома.
Анкета «Пьянству - бой».
• На сколько лет сокращает свою жизнь человек, употребляющий алкоголь?
1) На 3-6 лет.
2) На 10-20 лет.
3) На 30-50 лет.
• В основном семья распадается, если родители:
1) Курят.
2) Пьют.
3) Не работают.
• Можно ли стать алкоголиком, употребляя только пиво?
1)Да.
2) Нет.
3) Это не алкогольный напиток.
• Что, как правило, толкает подростка к употреблению алкоголя?
1) От нечего делать. Скука.
2) Друзья, одноклассники, от которых не хочется отставать. +
3) Нравится на вкус.
Выводы:
Алкоголь замедляет работу коры головного мозга и нервной системы
в целом.
Алкоголь не может сделать человека умнее, сильнее, сексуальнее,
могущественнее и т.п.
Опьянение или постоянное употребление алкоголя не делает человека
умнее или лучше.
Информация о наркотиках
Наркотики — это химические вещества растительного или синтетического
происхождения, способные вызывать изменение психического состояния,
систематическое применение которых приводит к зависимости. Наркотики гоже являются
спутниками человечества с давних пор. За 1600 лет до рождества Христова некий врач,
имя которого осталось неизвестным, рекомендует давать детям мак как «лечебное
средство для прекращения чрезмерного крика»
Наркотические вещества отвечают следующим характеристикам:
способность вызывать эйфорию (приподнятое настроение) или, по
крайней мере, приятные субъективные переживания;
способность вызывать зависимость (психическую и (или)
физическую), т.е. потребность снова и снова использовать наркотик;
существенный вред, приносимый психическому и (или) физическому
здоровью потребителя наркотика;
опасность широкого распространения этих веществ среди населения;
потребление указанного вещества не должно быть традиционным в
данной культурной среде.
Наркомания — заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического
средства или психотропного вещества.
Лечить наркоманию очень сложно. Это хроническое заболевание характеризуется
периодами обострений и периодами ремиссии. При правильном лечении ремиссии могут
быть очень и очень продолжительными — хоть всю жизнь. Несмотря на это, все равно
сохраняется опасность обострения, если человек оказывается в условиях, провоцирующих
новый всплеск болезни. Следовательно, полностью излечить зависимого с этой точки
зрения невозможно — всегда остается риск рецидива. Но это абсолютно не означает, что
человек не в состоянии избавиться от зависимости и болезненного пристрастия к
наркотикам. Любой зависимый от наркотиков человек может вернуться к полноценной
жизни, восстановить все, что было отнято наркотиком, и до конца своих дней находиться
в ремиссии. Главное правило для любого зависимого — никогда не возвращаться к
наркотикам. Одного раза будет достаточно — все начнется сначала.
В последние десятилетия человечество постоянно ищет универсальный, простой и
дешевый способ лечения наркомании. Предлагаются различные системы гипноза и
кодирования, хирургические методы (специальные операции на головном мозге,
блокирующие центры, отвечающие за формирование зависимости), многочисленные
методы медикаментозного лечения, психотерапевтические методики и реабилитационные
программы. Опыт показывает, что действенными оказываются только те методы лечения,
которые ставят своей целью научить человека жить без наркотиков.
Анкета «Что ты знаешь о наркотиках?».
• Что происходит с физическими возможностями человека, который употребляет
наркотики?
1) Они повышаются.
2) Они не меняются.
3) Они понижаются. +
• Верно ли, что в большинстве стран модно употреблять наркотики?
1) Никогда не было модно. +
2) Очень даже модно.
3) Мода в странах прошла.
• Как влияет употребление наркотиков на работу сердца?
1) Заставляет учащенно биться.
2) Замедляет его работу. +
3) Не влияет.
• Если человек начал употреблять наркотики в 15 лет, на сколько в среднем уменьшается
продолжительность его жизни?
1) На 5-6 лет.
2) На 7-10 лет.
3) На 15 лет и более. +
• Кто страдает в первую очередь от того, что подросток - наркоман и почему?
1) Улица, друзья.
2) Семья, родители (идет на все ради денег). +
3) Школа.
• Что необходимо делать, чтобы быть здоровым?
1) Пить пиво.
2) Заниматься спортом, делать зарядку. +
3) Учить уроки.
Выводы:
Наркотики вызывают сильную психическую и физическую
зависимость
Наркотики приносят сильный и часто непоправимый вред
психическому и физическому здоровью человека
Лечить наркоманию очень сложно
Наркотики не дают избавления от проблем
Рефлексия
Анкета
1. Что является для Вас главным в жизни?
1. Взаимоотношения и семье
2. Материальное благополучие
3.Здоровье
4. Друзья
5. Любовь
6. Учеба, профессиональное образование
7. Карьера
2. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
1. Хорошее
2. Удовлетворительное
3. Плохое
4. Затрудняюсь ответить
3. Ваше любимое занятие в свободное время (отметить не более 3-х ответов)
1. Занимаюсь спортом
2. Хожу на дискотеку
3. Читаю книги, газеты, журналы
4. Смотрю телевизор, видео
5. Играю в компьютерные игры
6. Гуляю по улицам с друзьями
7. Занимаюсь домашними делами
8. Другое
4. Какие темы о здоровье Вас больше всего интересуют?
1. Физическая культура и спорт
2. Рациональное питание
3. О вреде табакокурения
4. О вреде алкоголя
5. Злоупотребление наркотиков
6. Половое воспитание
7. Другие темы (укажите, какие)
8. Никакие
5. Из каких источников Вы узнаете о проблемах, связанных с курением, алкоголем,
наркотиками?
1. Из телевизионных передач
2. Из кинофильмов
3. Из книг, журналов, газет
4. Из радиопередач
5. От учителей (на уроках, беседах, лекциях)
6. От родителей
7. От других взрослых
8. От друзей
9. Из других источников (укажите, из каких)
6. Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?
1. Да, занимаюсь (укажите, чем именно)
баскетбол
гимнастика
бокс
2. Нет, не занимаюсь
7. Что на Ваш взгляд необходимо для ведения здорового образа жизни?
1. Наличие соответствующих знаний
2. Наличие денежных средств
3. Помещение и оборудование
4. Соответствующая литература
5. Специальная программа в школе
6. Соответствующие специалисты
7. Специальная программа по месту жительства
8. Желание
9. Сила воли
10. Другое (что именно)
8. Кто, по Вашему мнению, должен помогать вести здоровый образ жизни?
1. Врачи
2. Учителя
3. Тренеры
4. Родители (или другие родственники)
5. Я сам (а)
6. Друзья
7. Другое
9. В каком виде Вы хотите получать информацию о здоровом образе жизни?
1. Статьи в газетах, журналах
2. Телепередачи
3. Видеофильмы
4. Школьные уроки
5. Лекции и беседы
6. Разговоры с родителями
7. Другое (укажите, что именно)
8. Ни в каком
10. С какого возраста, по Вашему мнению, следует говорить подросткам о вреде:
1. курения
2. злоупотребления алкогольными напитками
3. потребления наркотиков
11. Как Вы считаете, что больше вредит здоровью? (не более четырёх ответов)
1. Нарушение режима труда и отдыха
2 Нарушение питания (переедание, недоедание, нерегулярность
приема пищи, питание всухомятку)
3. Курение
4. Потребление алкогольных напитков
5. Потребление наркотиков
6. Малоподвижный образ жизни
7. Несоблюдение личной гигиены
8. Другое (что именно)
12. Если бы у Вас или Вашего друга возникли проблемы с потреблением алкоголя или
наркотиков, к кому бы Вы обратились?
1. К врачам
2. В милицию
3. К родителям
4. К учителям
5. К друзьям
Литература:
1. Богданович Л.А. Белый ужас. – С-Пб.: Симпозиум, 1994.
2. Братусь Б.С. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М.:
«Наука», 1984г.
3. Виленчик М.М. Биологические основы старения и долголетия. – М.: «Наука», 1976г.
4. Петренко Л.Ф. Коварный враг. – М.: «Знание», 1991.
5. Энтин Г.М. Когда человек себе враг. – М.: «Знание», 1973