Внеклассное мероприятие «Путешествие в мир книг»
Цели занятия:
- развитие творческих способностей и возможностей детей, фантазии, наблюдательности;
- через организацию работы в игровой форме привитие интереса к чтению;
- воспитание чувства ответственности, умения принимать решения.
Задачи:
- учить работать в группе;
- способствовать развитию речи, мышления, памяти.
1. Самоопределение к деятельности (мотивация).
У. Еще в древности люди создали семь чудес света. Но есть и еще одно чудо, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но люди настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываются над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой, особенно у нас с вами, на краю парты на каждом уроке, и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать.
-Ребята, догадались, о чем идет речь? (Ответы детей)
- Правильно! Это книга. Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства. Люди привыкают к ней, как привыкают к воздуху, которым дышат, к солнцу, которое освещает все вокруг.
Немного истории.
Исторические раскопки и открытия показывают, что история создания книги начинается с тех пор, когда первые люди оставляли информацию в виде надписей на камнях и стенах пещер. На них отражались впечатлениях людей от наблюдения окружающего мира. Там были сцены из процесса охоты и бытовой жизни древних людей. Надписи были чрезвычайно устойчивы к окружающей среде и влиянию времени, но их было трудно наносить, что потребовало изобретения новых способов фиксации информации.
Жители северных стран оставляли послание другим поколением на костях животных, а китайцы – на шелк.
Папирус История возникновения книги продолжается у древних египтян, которые фиксировали свои надписи на прообразе привычной нам бумаги – папируса. Процесс изготовления организовывали жрецы, и они же держали секрет создания папируса в тайне. На долгие века мы не могли узнать, как создавали прообраз бумаги древние египтяне. Нашел процесс изготовления папируса — Хасан Рагаб. Изготовляли египтяне этот материал стебля растения – папируса.
Восковые и глиняные таблички В античные времена, в школах и университетах, среди высших чинов и духовенства использовали восковые таблички. На таблички был нанесен слой воска, на котором можно было оставлять надписи. Преимуществом такого способа фиксации информации в том, что после заполнения таблички, можно было растопить восковой слой, и начать писать на ней снова.
А жители Междуречья изготавливали «тетради» из глины, на которых можно было выцарапывать палочками надписи. Буквы найденного письма были клиновидными, за что его назвали «клинопись». Такие таблички хранились в специальных коробках.
Береста На Руси для фиксации информации использовали бересту, как дешевый и легкий материал. Изготавливали бересту с верхней части коры березы. Затем ее выпаривали в кипятке, благодаря чему она становилась гибкой и мягкой
Пергамент стал новым этапом происхождения книги, ведь был мягким, прочным и удобным, по сравнению с берестой и папирусом. Пергамент – это специальным образом обработанная кожа скота. Недостатком этого материала была дороговизна, ведь для создания одной большой книги нужно было забить целое стадо животных. За это книги были дорогими в прямом и переносном смысле. По привычке, пергамент хранили свитками. Но со временем начали сгибать в несколько раз, и образовывались своеобразные тетради. Такие тетради скреплялись, а обложкой служили деревянные таблички, обтянутые кожей животных. Сверху украшались обложки драгоценными камнями и дорогими запонками. Писали на пергаменте ручками из гусиного пера, и занимались этим часто монахи. Написание текста было тяжелым трудом, требовало скрупулезности и мастерства. Монах вырисовывал первые буквы страницы, узоры и иллюстрации. Через большую трудоемкость, процесс написания одной книги могла занимать несколько лет. хранились книги в монастырских библиотеках.
Изготовление бумаги Историки утверждают, что первую бумагу изобрели китайцы. Они его изготавливали из шелка, тряпок и волокон из дерева. Секрет рецепта изготовления бумаги держали под страхом смертной казни. Благодаря этому, долгие годы многие народы покупали бумагу у китайцев. Впоследствии рецепт изготовления попал к арабам от пленных китайцев.
Изобретение Иоганна Гутенберга История создания первой книги.Узнаете, кто первый создал книгу. Такой трудоемкий процесс создания книги не мог долго устраивать общество, и в результате длительной кропотливой работы, Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок. Текст в нем набирался с помощью металлических букв. Изобретение Иоганна Гутенберга дало возможность во много раз ускорить процесс создания книг. Первой печатной книгой была «Библия», которая увидела свет около 1455 года.
А за следующий год он изготовил около 300 экземпляров, на что прежде нужно было потратить несколько жизней. Ради справедливости надо сказать, что за несколько веков до Гутенберга в Корее переносили изображение из деревянных плит, на которых были вырезаны буквы.
Иван Федоров На наших землях, «первопроходцем» в книгопечатании был Иван Федоров, который также в материалах того времени был известен как Иван Федорович Москвитин. Он был образованным человеком, знал несколько языков, включая древнегреческий и латынь. Иоанн был духовным лицом, служил в храме, и хотел создать способ увеличения количества религиозных книг.
Он открыл первую типографию 1563 года в Москве, и была она под контролем государства. Уже через год после этого событие, Федоров выпустил книгу «Апостол», где рассказывалось о деяниях учеников христовых. Хоть книга была печатной, ее шрифт и иллюстрации напоминали ручную работу. Следующей работой Ивана Федорова был «Часослов». После этого у печатника и его напарника начались проблемы, и они вынуждены были бежать из Московии. И поселились в Украине, где издали «Псалтырь» и «Азбуку». Современное состояние книгоиздания печатная машина Теперь для изготовления книг используются современные скоростные печатные машины, которые печатают со скоростью до 15 000 оттисков в час. Используются поточные линии, которые без вмешательства человека изготавливают обложки и прикрепляют их к книжному блоку. Набор текста происходит авторами на компьютерах, на них же и проводится верстки (размещения всех элементов на странице книги). Как видите, история книги очень длинная, поэтому берегите и любите книгу. Она этого достойна.
Ученик: «Мой друг». В.Найденова
Хорошая книга-
Мой спутник, мой друг.
С тобой интересней
Бывает досуг.
Мы время отлично
Проводим вдвоем.
И наш разговор
Потихоньку ведем.
2.Игровая программа.
У.Давайте знакомые книжки мы вспомним
И снова пойдем от страницы к странице:
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Сейчас я вас приглашаю совершить путешествие в волшебный мир книг, работать мы будем в группах и парах.
Давайте вспомним правила работы в паре.
Первая остановка «Доскажи словечко».
У.У каждой команды на парте лежит большой конверт, откройте его и выньте из него лист, на листе напечатано задание, но не дописано последнее слово, ваша задача дописать большими буквами, цветным карандашом это слово. Приступайте!
Итак, давайте проверим, что же у Вас получилось, выходите по одному участнику команды к доске и покажите, что у Вас получилось.
1. Книга – источник …знаний.
2. Книги читай, а о деле не …забывай.
3. Книга - лучший …подарок.
4. Хорошая книга – лучший… друг.
5. Ум без книги - что птица без …крыльев.
6. Ученье - свет, а не ученье- …тьма.
7. Книга - мост в мир …знаний.
8. С книгой поведёшься – ума…наберёшься
Вторая остановка «Сказочная страна».
У.Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
Сказки любят все дети. Их любят и взрослые. Сказки учат нас добру, справедливости, смелости, честности.
Смотрите, какой красивый и необычный цветок у нас на доске. Ребята, кто знает, что это за цветок? (Ответы детей: В. Катаев «Цветик-семицветик»)
У. Предлагаю каждой команде, выбрать по лепестку, прочитать задание, которое написано на обратной стороне, и инсценировать без слов, только с помощью жестов и мимики. А всем ребятам необходимо внимательно смотреть, и правильно назвать сказку или героя сказки.
После мы проверим правильно ли Вы отгадали сказку или её героя, участники команды загадают Вам загадку)
Скок-поскок, скок-поскок –через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный … (Горбунок)
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется … («Три поросенка»)
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?
Кто эта девочка? Чья это сказка? (Дюймовочка, Г.-Х. Андерсен)
Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется … («По щучьему велению»)
Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота…
Гномов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она … («Белоснежка и семь гномов»)
Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой, веселый …(Карлсон)
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем…
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом»)
Знайте, этого плутишку
Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,
Умудрился проглотить!
И шпоры звенят у него на ногах,
Скажите мне, кто это?...
(Кот в сапогах.)
Третья остановка «Музей Сказочной страны»
У. Когда люди попадают в незнакомую страну или в незнакомый город, то стараются побольше узнать об этом месте. А лучше это сделать, посетив музей. Я приглашаю вас, мои друзья, посетить музей Сказочной страны.
Вам необходимо будет отгадать героев, и названия сказок кому эти предметы принадлежат. Приготовьте маленький конверт с цифрой 1, выньте из него табличку, один из членов команды будет записывать ответ в строки, а остальные помогать в отгадывании. На каждый слайд Вам отводится минута.
Туфелька. (Золушка. Ш.Перро. «Золушка»).
Яблоко. (Старуха. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
Ступа и метла. (Баба-яга из русских народных сказок).
Стрела. ( Царевна- лягушка из русских народных сказок.)
Зеркало. (Царица-мачеха. А.С.Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
Сапог. (Кот из сказки бр.Гримм «Кот в сапогах»)
Горошина. (Принцесса. Х.К.Андерсен, «Принцесса на горошине».)
Большая голубая шляпа. (Незнайка. Носов, «Незнайка в солнечном городе»
Пропеллер (Карлсон который живёт на крыше)
Лампа (Волшебная лампа Алладина)
Четвертая остановка «Кто написал телеграмму?»(конверт маленький №2)
Ребята, почтальон принёс сегодня несколько телеграмм. Отгадайте, кто их нам прислал.
Для этого возьмите конверты, которые у Вас лежат на столах, прочитайте текст из сказки, найдите правильный ответ из предложенных и вклейте его рядом с текстом телеграммы. Работать Вы будете в парах, для работы Вам понадобится клей.
«Деревянным острым носом всюду лезу я без спросу».
(Буратино из сказки А.Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино».)
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(Иванушка из русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
«Я по полю пошла, в поле денежку нашла,
Самовар себе купила и гостей всех напоила,
Веселились все вокруг, но вмешался злой паук».
(Муха-Цокотуха из сказки К.Чуковского « Муха Цокотуха».)
«Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик- луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся:…»
(Чиполлино).
6.«А дорога - далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок».
(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)
7.«Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Кто это?»
(Доктор Айболит, из сказки К. Чуковского).
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)
У. Проверим свои ответы, загадав загадки другим группам.
Пятая остановка. «Скороговорки»
А я приготовила для вас скороговорки. Кто из вас смелый, попробует свои силы в умении правильно и быстро повторить скороговорку? Прошу Вас выйти и попробовать свои силы
Три сороки тараторки
Тараторили на горке.
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей
Перепел перепелку и перепелят
В перелеске прятал от ребят.
На горе, на горке
Горько ревет Егорка.
Шестая остановка Инсценирование сказки
Давайте старые книжки откроем
И снова пойдём от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
Сказка «Репка» — на новый лад
1-й игрок будет репкой. Когда ведущий говорит слово «репка», игрок должен сказать «Оба-на»
2-й игрок будет дедом. Когда ведущий говорит слово «дед», игрок должен сказать "Убил бы "
3-й игрок будет бабкой. Когда ведущий говорит слово «бабка», игрок должен сказать «Ой-ой»
4-й игрок будет внучкой. Когда ведущий говорит слово «внучка», игрок должен сказать «Не готовая я»
5-й игрок будет Жучкой. Когда ведущий говорит слово «Жучка», игрок должен сказать «Гав-гав»
6-й игрок будет кошкой. Когда ведущий говорит слово «кошка», игрок должен сказать "Уберите собаку с площадки!»
7-й игрок будет мышкой. Когда ведущий говорит слово «мышка», игрок должен сказать «Пи-пи, все о кей!»
Начинается игра, ведущий рассказывает сказку, а игроки ее озвучивают.
Ведущий: Уважаемые зрители! Сказку на новый лад увидеть, не хотите ли?
Знакомую до удивления, но с некоторыми добавлениями…в одной, ну очень сельской, местности весьма далекой от известности, жил-был дед.
(Появляется дед).
Дед: Убил бы!
Ведущий: и посадил дед репку.
(Выныривает Репка)
Репка: О-ба-на!
Ведущий: Выросла наша репка большая-пребольшая!
(выныривает из-за занавеса Репка)
Репка: Оба-на!
Ведущий: Стал тянуть Дед репку.
Дед: (высовываясь из-за занавеса) Убил бы!
Репка: Оба-на!
Ведущий: позвал Дед Бабку.
Дед: Убил бы!
Бабка (выныривая над занавесом): Ой! Ой!
Ведущий: пришла бабка…
Бабка: Ой! Ой!
Ведущий: Бабка за дедку…
Дед: Убил бы!
Ведущий: Дедка за репку…
Репка: Оба-на!
Ведущий: Тянут, тянут – вытянуть не могут. Зовет Бабка…
Бабка: Ой! Ой!
Ведущий: Внучку!
Внучка: Не готовая я!
Ведущий: Губки не накрасила? Пришла внучка…
Внучка: Не готовая я!
Ведущий: взялась за Бабку…
Бабка: Ой! Ой!
Ведущий: Бабка за Дедку…
Дедка: Убил бы!
Ведущий: Дедка за репку…
Репка: Оба-на!
Ведущий: тянут, тянут – вытянуть не могут…зовет Внучка…
Внучка: Не готовая я!
Ведущий: Жучку!
Жучка: Гав! Гав!
Ведущий: Прибежала Жучка…
Жучка: Гав! Гав!
Ведущий: Взялась на Внучку…
Внучка: Не готовая я…
Ведущий: Внучка за Бабку…
Бабка: Ой! Ой!
Ведущий: Бабка за Дедку…
Дед: Убил бы!
Ведущий: Дедка за Репку…
Репка: Оба-на!
Ведущий: тянут-потянут – вытянуть не могут…взяла Жучка …
Жучка: Гав! Гав!
Ведущий: Кошку!
Кошка: Уберите собаку с площадки!
Жучка: Гав! Гав!
Жучка: Гав! Гав!
Внучка: Не готовая я…
Ведущий: внучка – за Бабку…
Бабка: Ой! Ой!
Ведущий: Бабка – за Дедку…
Дед: Убил бы!
Ведущий: Дедка – за репку…
Репка: Оба-на!
Ведущий: Тянут, тянут, вытянуть не могут. Позвали мышку
Мышка: пи – пи, все о кей!
Кошка: Собаку уберите. Аллергия у меня на шерсть.
Мышка: пи – пи все о кей!
Кошка: Собаку уберите, аллергия у меня на его шерсть!
Жучка: Гав! Гав!
Ведущий: Жучка ухватилась за внучку…
Внучка: Не готовая я…
Ведущий: Внучка летит за бабку…
Бабка: Ой! Ой!
Ведущий: Бабка за Дедку…
Дед: убил бы!
Ведущий: дедка за репку…
Репка: Оба-на!
Вытянули репку!
Сказка «Репка — 2» — на новый лад
Роли и их описание:
Репка — при каждом ее упоминании, поднимает руки над головой кольцом и говорит: «Оба-на».
Дед — потирает руки и говорит: «Так-так».
Бабка — машет деду кулаком и говорит: «Убила бы».
Внучка — упирает в руки бока и томным голосом говорит: «Я готова».
Жучка — крутит хвостом - «Гав-гав».
Кошка — языком вылизывает себя - «Пшш-мяу».
Мышка — прячет свои ушки, закрывая их ладошками — «Пи-пи-брысь».
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книг ничего нет на свете!
Пусть книги заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Ведущий 2
Как хорошо любить читать,
Ведь можно самому узнать
О всех загадках и ответах,
О всем, что есть на белом свете!
Как хорошо любить читать:
Окно в мир знаний открывать,
Людей учиться понимать,
Себя в Вселенной находить,
Стараться ближе к Богу быть,
О светлом будущем мечтать…
Ведущий 1.
Желаем счастья вам!
Чтоб все мечты сбывались,
С хорошим настроением,
Чтобы вы не расставались!
Здоровья вам на сотни долгих лет!
А это, право, дорогого стоит.
В работе – много творческих побед,
В семейной жизни – мира и покоя!
2-й ведущий.
Закончен праздник, он у нас
Рассчитан на один лишь час.
Но вы, читающий народ.
Обе ( хором ): « Любите книгу круглый год!!!»